Антикварная Брошь - как произведение ювелирного искусства - достигает своего апогея в середине XVII века, именно в этот период европейские и российские мастера начинают активно использовать в отделке брошей алмазы. И, пожалуй, этот период можно назвать бриллиантовым в истории эволюции броши. Именно произведения этого периода заложили основу бриллиантовой огранки алмазов, которая используется и сегодня. Меняет свое предназначение и сама брошь. Если до этого броши больше использовались, как красиво украшенные застежки, то в этот период аграфы больше применялись при церемониальных или других торжественных событиях.
Например, бриллиантовая
пряжа аграф, выполненная из серебра и золота, представлена в алмазном
фонде России. Выполненная в виде банта, усыпанного дорогими
бриллиантами, эта великолепная брошь принадлежала императрице Елизавете
Петровне. Еще одна уникальная вещь из этой же серии - это брошь "Большой
букет". Она также принадлежала царской семье и была выполнена в виде
букета цветов, обильно украшенных цветными драгоценными камнями.
С ростом все более
демократических и революционных настроений во Франции в моду начинает
входить стиль ампир. Здесь уже нет той царской роскоши, он более
выдержан и лаконичен. Как основной материал для изготовления брошей
используются полудрагоценные камни, на которых вырезались изображения.
Такой вариант броши вошел в историю под названием "гемма". В свою
очередь эти броши подразделялись на камеи - выполненные с выпуклой
резьбой и инталии - с углубленной. Большую популярность как в Европе,
так и в России получили камеи. Основной материал для выполнения камей
был оникс. В России камеи оправляли в бриллианты. Эти коллекционные
произведения представляют собой великолепный винтаж. Ценность этих
изделий с годами только возрастает.
С приходом XIX века
ювелирный мир захлестнуло увлечение формами брошей в виде различных
насекомых. Отход от консервативных и чопорных форм предыдущего столетия
послужил великолепным творческим простором для ювелиров. Стрекозы, божьи
коровки, пауки, выполненные с элегантным вкусом, очень быстро завоевали
популярность европейского бомонда. Стали развиваться даже ювелирные
инсектарии - коллекции ювелирных насекомых, которые существуют по сей
день. Такой антиквариат представляет необыкновенную ценность для
коллекционеров. Мастера XIX века настолько серьезно оттачивали свое
мастерство, что обязательным атрибутом серьезного ювелира были альбомы и
атласы с доскональным изображением различных насекомых. Примерно в это
же время берет начало и другое ответвление - траурная брошь. Исполнялись
они из черных самоцветов и большое распространение получили на
Британских островах.
В конце XIX века становятся заметны и работы российских мастеров - Сазикова, Хлебникова, Овчинникова. Начинает закладываться дизайнерский подход художника-ювелира. Если до этого больше ценилась дороговизна и качество обработки материала, то с приходом технологических приспособлений роль художника начинает возрастать.
Появляются более
утонченные и высокохудожественные вещи. Все больше завоевывают
популярность полудрагоценные камни. В отделке начинают появляться
использование эмали, гильоширование. Гильоширование- специальная
шлифовка металла в виде волнистых,переплетающихся линий. Наиболее
популярные камни для изготовления брошей становятся гранат, агат,
аметист.
Бурный XX век не смог не
отразится на дизайнерских решениях художников- ювелиров.В моду входит
стиль модерн. Мастера стремятся все ближе приблизиться к естественности
линий с уникальной наблюдательностью, подсмотренные у природы. Все
больше появляются легкие, игривые и абстрактные формы. На арене
появляются такие мастера, как Фуке, Тиффани, Лолик, ставшие
родоначальниками модерна.
Для любого художника брошь обладает неограниченным потенциалом и позволяет выразить свою законченную концепцию, как ни одно другое ювелирное изделие. Так знаменитая брошь " Клетка в птице" была создана в период оккупации Франции фашистами. А "Освобожденная птица" вышла в свет с момента освобождения Франции от оккупантов. И до сих пор это произведение считается символом независимости и свободы.