Золотым и серебряным делом
обычно называют художественную обработку благородных металлов. Золото и
серебро с древних времен использовались для создания самых различных
предметов не только потому, что они красивы и долговечны, но и потому,
что эти металлы сравнительно легко поддаются обработке в самых различных
техниках и могут дополнительно украшаться драгоценными камнями, цветной
эмалью и т.д. Уже сами материалы указывают на то, что произведения из
них предназначались в основном для избранных: царского круга, церковной
знати, убранства и быта дворцов и монастырей.
По назначению предметы из
драгоценных металлов подразделяются на драгоценную утварь и украшения.
Для изготовления изделий используют золото, серебро, платину, а также
сплавы.
Золото имело хождение во
все времена и принадлежало к числу наиболее дорогих материалов благодаря
цвету, блеску, а также своим физическим и химическим свойствам: на
воздухе при высокой температуре оно не утрачивает своих качеств
(температура его плавления равна 1064°С) и хорошо противостоит кислотам
кроме хлорсодержащих, оно растворяется только в «царской водке», (смесь
азотной и соляной кислот в отношении 1/3), селеновой кислоте, цианистом
калии и натрии. Золото является самым ковким металлом: из 1 г золота
можно вытянуть проволоку в 3000 м.
Серебро по ковкости,
гибкости и твердости превосходит золото, но на воздухе, (под
воздействием атмосферного сероводорода и фосфора), оно окисляется и
покрывается темно-коричневой патиной, поэтому часто прибегали к
золочению серебра, сочетая, тем самым в одном изделии лучшие свойства
обоих металлов: легкость и дешевизну серебра, (оно стоило в 12-14 раз
дешевле золота), со стойкостью и теплым цветом золота. Растворяется
серебро лучше всего в азотной кислоте, а температура у него 960°С.
Сплавы. Чистое золото
и серебро слишком мягки для изготовления из них изделий, поэтому их
часто сплавляют с другими металлами: золото с медью и серебром, а
серебро – с медью. Возможное количество иных металлов, при котором не
утрачиваются свойства драгоценных, определяется предписаниями. Добавки
влияют на цвет сплава: при добавлении к золоту большего количества меди и
меньшего количества серебра получают красное золото, а при обратной
пропорции – желтое золото. При добавлении никеля и палладия получается
белое золото, а с помощью кадмия – зеленое золото.
Количество добавляемых к
золоту и серебру металлов обозначается пробирным клеймом, при этом
содержание благородных металлов в сплаве, начиная с XIX века, дается в
тысячных долях: 1000/1000 – чистый металл, он слишком мягок и неудобен
для художественной обработки; наиболее часто употребляется золото
750/1000 и 585/1000, а серебро 812/1000, 900/1000. Первоначальное
обозначение содержания сплавов в золоте давалось в каратах, а серебра – в
лотах. При этом чистое золото составляло 24 карата (в отличие от
драгоценных камней обозначается не вес, а содержание золота в сплаве), а
серебро – 16 лотов.
Приблизительное содержание
чистого золота в сплаве устанавливается с помощью так называемой пробы
чертой: в качестве пробирного камня используют кремнистый сланец черного
цвета, по поверхности которого с нажимом проводят испытуемым сплавом.
Цвет штриха сравнивают затем с цветом штриха от пробирной иглы на
слитке, содержание которого точно известно. Для получения более точного
результата необходимы специальные лабораторные исследования. Серебро
проверяют сходным способом.
Платина находит себе применение в ювелирном искусстве начиная с XIX
века – этот самый дорогой и благородный металл был открыт в XVIII веке.
Ее наименование – platina – уменьшительно-презрительное, происходящее
от исканского слова plata – серебро, и означабщее в переводе на русский
«серебришко». Долгое время ей не находили применения попросту
выбрасывали. Открытие замечательных свойств платины резко изменило к ней
отношение. Исключительная химическая стойкость, тугоплавкость
(температура плавления составляет 1773, 5°С), плотность (в три раза
больше железа) сделали платину незаменимым металлом.
|